Москва. 28-е февраля 2005-го года. Только что завершился саунд — чек. (“Саунд — Чет”, как шутят в команде). Сегодня вечером в “Б- 2”, что на Маяковке, выступление Чета: Дмитрия Четвергова. Состоится презентация его нового сингла “С цветка на цветок”, созданного при участии новой, но уже модной в Москве, звукозаписывающей студии “INNARECORDS”.
Воспользовавшись свободной минуткой, кто – куда разбрелись музыканты… И лишь сам Чет “завис” в этой совсем не клубной тишине, устроившись в гримёрке, где-то в закоулках вполне булгаковской архитектуры. Впрочем, Маэстро и не думал воспользоваться передышкой. Перед каждым выступлением Дмитрия можно застать за одним и тем же занятием. Он самым тщательным образом, нет, не настраивает… Отлаживает свою гитару. Делает это любовно и неспешно, с педантичностью снайпера, готовящего своё оружие к стрельбе. Что совсем неудивительно. Закончится эта тишина, на сцену шагнёт рокер Четвергов и с прицельной точностью станет разить сердца своих зрителей. Потому что от его музыки нет защиты!
А пока он по- домашнему уютно колдует над инструментом, что – то ворча себе в пол — голоса. То ли шаманит, то ли сговаривается с любимым “джексоном”. Подтягивает и смазывает чем- то своим, шаманским, струны… И всё в этот момент таинственно и сакрально. Кажется, что сам классик, попыхивая папироской, стряхивает пепел в ту же пепельницу, что и Чет. А на низком широком подоконнике вальяжно устроился здоровенный чёрный котяра, с золочёнными по случаю концерта, усами. Урчит как примус и с удовольствием наблюдает за позвякивающими струнами. Что творится в душе музыканта за час до выступления?
Как известно, есть музыканты и музыКАНТЫ. Дмитрия Четвергова можно смело отнести к последним: мыслителям от Музыки. Дмитрий слишком глубокий человек, чтобы не размышлять над её философией
Им перелопачены горы литературы, переработана и осмыслена масса музыки. Мусоргский, Достоевский, Сартр — вот его ночные собеседники. Тем более парадоксальны выводы, сделанные Дмитрием после “общения” со всех этими ментальными тяжеловесами
“Нужно создавать мажорную музыку. Но создавать её не так уж и просто. Все мы вышли не только из “гоголевской шинели”, но и из чисто совковых комплексов, то есть из конкретной несвободы. А наше поколение и вовсе произрастало в обнимку со страдательным залогом. Отними у некоторых музыкантов этот самый залог. И им просто не о чем будет играть. Понятно, что люди избавляются от депресняка и рефлексии путём сублимации. Зачастую творчество такого рода вполне успешно резонирует с настроением публики, особенно в определённые исторические промежутки. Но рано или поздно эти промежутки заканчиваются. И народ хочет праздника и позитива”.
Естественно, что и сам музыкант пережил своего рода инверсию, перестроившись с минорного на мажорный лад. И это особенно важно, потому что Д. Четвергов не просто профессионал. Он — Мастер, свободно владеющий всем тем набором приёмов, которые превращают музыканта в виртуоза. Чет не фиксирует скоростных рекордов игры на гитаре. Но темп, задаваемый им на концертах, давно стал его фирменным стилем. И от того, в какое поле будет помещена такая виртуозность, зависит напряжённость энергетического потенциала и соответственно эффект воздействия на зрителя.
Презентация нового сингла “С цветка на цветок” в “Б-2” наглядно продемонстрировала, насколько эволюционировал Чет в эмоциональном плане. На сцене стоял свободный фееричный человек, буквально заражающий праздником и позитивным мироощущением. Музыкант как фокусник извлекал “из рукава” настроение. Необходимо создать возвышенную атмосферу? “Атмосфера” возвысит до небесных сфер! Не хватает гармонии? Пожалуйста! Композиция “ Гармония”: очистит, сбалансирует, успокоит… “След в след” привнесёт в настроенческий микс лукавинку и радостную беспечность. Блюз добавит мистической ноты. И по этому адресу она окажется более чем уместной. На концерте Четвергова ты словно отправляешься в путь на суперлайнере: корабле “Для путешествующих в Прекрасном”! Вот сейчас, лишь только заведётся мощный “Пропеллер-Чет”…
Чётко продуманный и выверенный рисунок композиций филигранно вписывается в общее полотно программы, расцвеченное шикарной импровизацией и неожиданными ходами. Даже заминка с вдруг сгоревшим монитором выглядела, как заранее продуманная фишка. Настолько изыскано и элегантно обставляет своё пребывание на сцене аристократ Четвергов. Вынужденное ожидание лишь подогрело публику, и она с удовольствием проигнорировала фальстарт. А выбывший из игры монитор: отнюдь не технический просчёт. Уж с техникой- то музыкант “на ты”. Дмитрий, в принципе, использует самые передовые технологии, обеспечивающие ультрасовременное звучание. Ничего не поделаешь: своей дани требует Булгаковский радиус…
Всё необычно было в этот вечер. За полчаса до весны в Москве бушевала вполне январская вьюга. А в самом центре запорошённой столицы гитара Чета завораживала зрителей невесомыми перемещениями “С цветка на цветок”. Показалось даже, что чёрное нутро “Б-2” наполнилось ароматами летнего луга. (Проделки Бегемота? Невероятная искусность гитариста?)
Безусловно, он что-то понял, и что-то изжил в себе. Вот и заглавная композиция, весьма философское произведение, наполнилось каким- то новым смыслом и новым светом. Чет изменился даже внешне. Раскованный, пластичный, в белоснежном костюме: красивый, как сама зима! Свободный и дарящий эту свободу другим, при этом полностью подчиняя их своей воле. Ещё один четовский парадокс …
И пока публика ломала голову, что же такого произошло с Четверговым, я смотрела в этот, до краёв наполненный, ликующий зал и не танцующее танц — поле и думала: “Ну отчего, почему эта радость доступна лишь относительно небольшому количеству народа? Ведь Чет – это самое настоящее чудо! А чудо нужно показывать всем, им нужно хвалиться!
Кто-то, наверное, услышал мои мысли. (Хотя в этих местах и не такое случалось!) Но Четверговым действительно похвалились… В начале марта в Москву приехала легендарная группа “Земля. Ветер, Огонь”… Чет как раз был на их концерте, когда его “мобильник” стал разрываться от множества непринятых звонков. Ему звонили и звонили друзья и знакомые. И пока сам музыкант наслаждался выступлением звёзд фанка и соул, в новостном блоке ТВ без конца транслировали запись пресс- конференции группы “Earth, Wind And Fire”. И, поистине, друзья Чета тоже наслаждались увиденным. Чья – то добрая душа подарила заезжим знаменитостям диск с новым синглом Дмитрия. Знаменитости ознакомились с подарком. А, ознакомившись, назвали русского музыканта Четвергова “музыкантом мирового уровня!”, правда, пока не очень справляясь с артикуляцией…Слишком уж не простой оказалась фамилия Четвергов! Ну, да ничего…Ещё научатся. В конце концов, есть же спасительное: Чет.
Нелли Жарова
«Куранты» №9 (51) Март 2005