Компьютерная техника прочно вошла в нашу жизнь, и каждый музыкант рано или поздно прибегает к ее помощи. Мы решили узнать, как происходит процесс создания музыки у одного из лучших отечественных гитаристов — Дмитрия Четвергова, освоившего весь тракт создания музыки: от сочинения, аранжировки, записи, редактирования до заключительного микширования и мастеринга в своей домашней студии.
MUSIC BOX: Дмитрий, все, кто слышал твои выступления, отмечают высокий уровень и качество аранжировок. Я знаю, что для их создания и записи ты пользуешься компьютером. Нашим читателям будет интересно узнать, как это делаешь именно ты?
Дмитрий Четвергов: Никакой тайны для профессионалов я не открою, но все же многое может показаться интересным даже для искушенных пользователей мультимедиа.
MB: После той экспрессии, которую ты выдаешь на сцене, трудно представить, как ты просиживаешь часами за монитором, щелкаешь мышкой и терпеливо обрабатываешь результаты твоих замечательных идей всевозможными компьютерными примочками…
ДЧ: Да, но какая все-таки победа для музыканта, какой подъем и ликование, когда груда электроники выдает то, что задумывалось и что практически полностью удалось воплотить, когда идея еще только начинает вырисовываться, а ты уже зарядил лупы и необходимые сэмплы для создания макета будущей музыки. И даже иногда то, что ты сделал в самое первое мгновение рождения нового музыкального полотна, остается и весьма прилично звучит на заключительном миксе, причем звучит довольно ярко, не вымученно.
MB: Ты хочешь сказать, что компьютерные программы могут заменить дорогие комбики, преампы, многоканальники, а всевозможные плагины — дорогущие обработки?
ДЧ: Да, современная компьютерная техника позволяет добиться невероятных результатов, и все это не за такие уж большие деньги, а самое главное — в своей домашней студии. О таком, скажем, лет пять назад я не мог даже и мечтать, а теперь любой мальчишка, имея у себя дома не особо крутой «Pentium» и пятидесятидолларовую SB LIVE! (звуковую карту), затарившись на любом радиорынке дешевым колотым софтом, может делать дома вполне приличные DEMO. А если все-таки купить хорошую звуковую карту и лицензионный софт, то можно создавать вполне серьезный, конкурентоспособный материал.
MB: Значит ли это, что коммерческим звукозаписывающим студиям следует переместить свои средства в нефтяной бизнес или пролоббировать в Думе запрещение продажи звуковых карт?
ДЧ: Ох, как же, наверное, не нравится вышесказанное владельцам коммерческих студий и профессионалам, работающим в них! Но пусть особо не расстраиваются: время течет, и, развиваясь по своим законам, скоро все встанет на свои места. Тем более, что записывать барабаны, а может быть, и сводить придут все равно к ним, а остальное можно делать дома. Я так и поступил!
MB: И все же существуют какие-то чисто технологические особенности построения студии. Допустим, ты купил суперкомпьютер, самый последний софт, и куда ты все это ставишь? В спальню, ванную комнату или на кухню?
ДЧ: В одной из комнат своей квартиры я обклеил пол, стены и потолок пенафолом — материалом, который гасит звук до -42дцБ, в зависимости от толщины. Он продается на рынках стройматериалов. На пенафол наклеил звукопоглощающие обои. Сделал подвесной звукопоглощающий потолок, на пол положил ламинат. В общем, получилась вполне жилая и одновременно рабочая комната. Надо сказать, еще хорошо бы установить в этой комнате стеклопакеты, кондиционер и ширму для записи с микрофона.
MB: Достаточно убедительно. И вот ты покупаешь «железо»…
ДЧ: На базе процессора INTEL PENTIUM III 933мГц, двух сказевых «хардов» QUANTUM ATLAS IV 9 VLS и IBM DDYS-T18350N, звуковой карты WAMI RACK (24, 96), которая имеет четыре аудиовхода и восемь выходов, а также цифровые оптические выходы, я создал вполне приличную рабочую станцию. К этому добавились мониторы: YAMAHA NS-10, DBX376 и 16-канальный пульт BEHRINGER, который используется исключительно для мониторинга. Для записи вокала и акустической гитары подойдет вполне удачный конденсаторный микрофон МК-219А тульского производства, сделанный по английской технологии и продающийся в Англии, но, обратите внимание, обязательно в «золотой» коробочке с английской аббревиатурой и за непомерные деньги.
Кстати, этот микрофон сравнивался с NEUMAN TLM170 и выдержал испытание на пять с плюсом, его вполне можно считать конкурентоспособным и профессиональным.
MB: А насколько трудно было для тебя засесть за компьютер и освоить все премудрости музыкального софта?
ДЧ: Тот, кто увлекается компьютерными «игрушками», поймет, как же необходимо вовремя «сохраниться» и все-таки дойти до финиша, желательно, с наименьшими потерями. Ну а сколько захватывающих эмоций испытываешь, путешествуя в виртуальном мире. И надо отметить, что впечатлений и переживаний при работе с музыкальным софтом не меньше. Главное, как было сказано выше, почаще «сейвиться», чтобы тебя не замочили, как это происходит в «ходилках-стрелялках». Меня часто спрашивают: играю ли я в «игрушки», когда бывает свободное время? Да какие там «игрушки»!!! Успевать бы осваивать быстроменяющийся софт — вот это крутые «игрушки»!
MB: И все же компьютер, даже самый крутой, это только мертвое «железо» и не более «живой» софт. Откуда появляется жизнь, то есть в твоем случае — воплощение идей в музыку и, может быть, сами идеи? Существует ли технология творческого процесса?
ДЧ: Да, несомненно. Очень много времени уходит на выбор сэмплов из библиотек, довольно богатых на сегодняшний день. Этому нужно уделять дополнительное время и желательно где-то записывать — делать обзор пластинок со звуками, освоив элементарную программу CDxtract. Не буду подробно останавливаться на CDxtract: с этим разберется любой школьник, но хочу заметить, что в этом утомительном занятии — прослушивании звуков — как раз и кроется основа создания эксклюзивной и современной аранжировки. Советую сразу же создавать папки с названиями предполагаемых произведений и в момент прослушивания звуков экспортировать лупы в эти папки. Потом эти лупы открываются уже в программе ACID PRO, обрабатываются в нужном темпе и импортируются в ваши сонги. Кстати, опускать темп больше, чем на 15 единиц, не следует: луп для использования становится непригодным. Можно будет его просто использовать для ориентира или придется обрабатывать луп плагинами, дабы скрыть «флэнжэристость» и шероховатость от пересчета в медленный темп.
Необходимо сделать выбор основной рабочей программы, а их достаточное количество. Я не буду сейчас рассказывать о преимуществах и недостатках той или иной программы, просто так получилось, что я выбрал CUBASE, и, в принципе, вполне ей доволен. Причем каждые два-три месяца появляется новый релиз этой программы. И нет необходимости гоняться за ним, устанавливать, и привыкать к нему, для этого необходимо достаточное количество времени. Возможно, асам Кубейса это и нужно, но я считаю, что лучше работать на том, к чему привык, и еще не факт, что свежий релиз безукоризненно заработает. Сейчас появилось достаточное количество литературы по работе с программами, и лучше тщательно изучить все необходимые функции и спокойно работать.
MB: Я слышал от многих музыкантов, начинающих работать с музыкальным софтом, что компьютер дает такие невероятные возможности работы со звуком, что порой, увлекаясь и погружаясь в сам процесс, можно просидеть с одной музыкальной фразой день и ночь, до бесконечности бродить по лабиринтам звуковых библиотек и пещерам секвенсеров, плагинов и программных синтезаторов, забыв о цели…
ДЧ: Нет смысла брать какое-то произведение и доводить его до идеала. Во-первых, музыка, даже своя «любимая», может так надоесть, если просиживать с ней целыми днями. И, кроме того, необходимо переключаться на разные пьесы и стили для собственного развития. Если вы не в наушниках работаете дома, то можете «достать» своих родных и соседей. Я, чтобы не зацикливаться на чем-то одном, брался за совершенно разную музыку, в том числе и за «голимую попсу», кстати, ничего предосудительного не вижу в создании качественной аранжировки в популярном жанре. В конце концов, можно это делать для того, чтобы «набить руку», и уже затем создавать свою, «настоящую» музыку.
MB: Работа с технологией MIDI достаточно сложна для музыкантов, особенно если ты не клавишник. Как ты «ладишь» с MIDI, и какие возникают проблемы?
ДЧ: Когда все решено с программой, необходимо подумать, как вы будете работать с MIDI. Самый простой вариант: у вас стоит недорогая звуковая карта, например SB LIVE, можно работать с ее родными звуками для ориентира, использовать SOUND FONT, программу AweVBANK, с которой возможно пользоваться акаевской библиотекой, экспортируя нужные сэмплы из AKAI в AweVBANK. В помощь к этой программе можете подключить программу VIENA для нарезания отдельных сэмплов и распределения их по клавиатуре — создания своих «китов». Я не буду сейчас подробно останавливаться на всех тонкостях, для этого нужно писать отдельную статью, но для тех, кто захочет делать свою музыку, освоение этих программ не составит особого труда.
Для работы с MIDI я использую GIGA STIDIO, на сегодняшний день это самый оптимальный вариант. С появлением программы HALION многие пользователи MULTIMEDIA сказали: «Пришел конец ГИГЕ «. Но не тут то было. Конечно же, HALION очень удобная и прогрессивная программа. HALION работает как VST инструмент, звуки экспортируются из любых форматов, в том числе из G.S., причем эти звуки в реальном времени, обрабатываются плагинами, и все это происходит в одном окне VST Channel Mixer Кубейса, и совершенно не нужно делать перевод MIDI-файлов в AUDIO для окончательного микса. Еще мне очень нравится возможность редактирования звука при работе с MIDI-файлом, не залезая в другие окна, как это происходит при работе в G.S. в его «мудреном» редакторе.
Но, работая с HALION, я столкнулся с проблемой задержки. Когда на поле Кубейса висят более 10 аудиотреков, при забивке секвенсора с наименьшим LATENCY, скажем, в 25 миллисекунд, присходят сбои в работе Кубейса (задержки, заикания и тд. и тп.), приходится постоянно залезать в Options\audio setup и выставлять оптимальное LATENCY, в этот момент иногда компьютер виснет. Чтобы избежать этого неудобства (кстати, разработчики HALION’a предупреждают о проблемах с задержкой и советуют при забивке секвенсора использовать другие программы) я опять прибегнул к старому, доброму G.S., а потом открываю эти звуки в HALION (слава Богу, что последняя версия H.L. читает формат G.S.), и получается достаточно приемлемая цепочка работы с MIDI.
MB: Гитара — «живой» инструмент, и запись ее имеет свои особенности. Как ты решаешь эту проблему?
ДЧ: На сегодняшний день достаточно много вариантов записи электрогитары. Можно использовать процессоры с кабинотулированным выходом на пульт, и существует немало мнений по этому поводу. Одни говорят, что записывать надо только с микрофона, и никакая цифра не сравнится с этим. По большому счету, я согласен с этим мнением, но это возможно только при наличии достаточно мощного и качественного гитарного аппарата и соответствующих микрофонов. Имея вышеназванное оборудование, я пытался делать это дома. Частично поставленные задачи выполнялись, но чтобы охватить как можно более широкую палитру современного звучания, приходилось использовать процессоры, которые я записывал сразу на H.D.. Да и потом, как бы не звукоизолировалась квартира, все равно «пилораму» звучания стека MARSHALL заглушить невозможно. Да это и не нужно делать с появлением передовой, современной технологии эмулирования — виртуальные модели амплифаеров и кабинетов предоставляют конфигурации с неограниченными возможностями, даже несуществующими в реальности. Лет пять назад я узнал о существовании программы для PRO TOOLS — AMPFARM, которая в реальном времени позволяла создавать подобные модели виртуальных саунд-систем. Мне еще тогда это пришлось по душе, и я подумал: «Вот бы иметь такой отдельный прибор». И это свершилось. В конце 1999 года разработчиками AMPFARM был представлен прибор POD — его выпустила фирма LINE-6. Этот прибор позволяет осуществлять запись гитары во всевозможных конфигурациях непосредственно на H.D. (разумеется, через звуковую карту). А самое главное, работая ночью в наушниках или подключаясь для мониторинга к негромкой звуковой системе, можно получать достаточно качественное и конкурентоспособное звучание, даже сравнимое по саунду с тем же MARSHALL’ом, записанным в студии и снятым с микрофона.
MB: А если ты используешь акустическую гитару?
ДЧ: Что касается записи акустической гитары, то здесь нужен достаточный опыт ее снятия микрофоном. Как уже было сказано, я использую конденсаторный МК-219А, который себя удачно зарекомендовал. Здесь необходимо выверить положение микрофона, его удаленность от шумящих H.D. и других посторонних звуков. В некоторых вещах, особенно когда гитара звучит одна, мне приходилось «замазывать» посторонние шумы эффектами и другими инструментами. А для этого советую подумать о ширме для защиты от H.D., позаботиться о приобретении закрытых наушников. Очень важно — правильно снять микрофоном звук и не надеяться, что на сведении его можно будет откорректировать. Лучше опытным путем выверить положение микрофона и само звукоизвлечение на инструменте с тем, что бы звук правильно лег в аранжировку. Подобный опыт был приобретен при работе в качестве сессионного музыканта на различных студиях в Москве. И мой совет: не изобретать велосипед, а по возможности «подсматривать и подслушивать», как происходит озвучивание акустической гитары в профессиональной студии.
MB: И наконец ты записываешь вокал…
ДЧ: Что касается записи вокала, здесь необходим PREAMP с компрессором. Если в прибор еще встроен DEESSOR, то вы избавляетесь от вычищения вокала и последующего его коверканья плагинами. Также нужно следить за лишними шумами, а что касается закрытых наушников, то не поскупитесь и купите достаточно качественные. Можно долго и подробно говорить о тех или иных программах, позволяющих осуществлять запись и редактирование музыки, и я думаю, что впоследствии я более подробно остановлюсь на этом и поделюсь своими наработками и секретами. Но как бы то ни было, все зависит только от страстного желания создавать свою музыку. И, самое главное, получать удовлетворение от творчества. Очень радует, что в наше время есть огромная возможность заставлять технику выполнять такие задачи, о которых не так давно можно было только мечтать или увидеть их в фантастических снах!
MB: Ознакомившись с советами музыканта, возникает желание услышать его работы. Как могут это сделать наши читатели?
ДЧ: Продукт всего сказанного можно услышать на моём сайте www.chetvergov.ru
Александр Щелканов,
Music Box (2002)