Как правило, те уроки, которые даются в workshop, адресуются молодым музыкантам. И мой опыт работы с молодыми музыкантами показал, что у большинства из них с блюзом туговато. Хотя, конечно, технический уровень значительно вырос. Могу с уверенностью сказать, что наше поколение в их возрасте таких высот добиться, наверное, и не мечтало. Здесь, конечно, главная причина в том, что мы обучаясь шли, как говорится, «по приборам». Пытались расшифровать записи мастеров, понижая скорость на ленточном магнитофоне, понятия не имели как это, в какой позиции играется на самом деле. Я с большим удовольствием поделюсь своими наработками, которых скопилось великое множество. Как я говорю своим ученикам, сейчас покажу за полчаса («разжую») то к чему шёл много лет. Хотя, наверное, многое уже было сказано о блюзе и существует ряд различных школ, но у каждого музыканта, посвятившего большую часть жизни музыке, есть свои наработки, секреты, теории. Конечно, они все неизбежно сойдутся в одном. Я скажу так, что блюз – это основа всех основ. Хорошо прочувствовав и освоив блюзовый лад и основные позиции, можно будет блестяще использовать эти наработки в любом стиле и направлении. У многих есть ощущение блюза, как такового. Но зачастую, играется он интуитивно и неосознанно и в основном в импровизации звучит обычная пентатоника. В блюзовом ладу не так много ступеней как скажем в джазовых ладах. Многие гитаристы воспринимают блюзовый лад как обычную минорную пентатонику, которая варьируется с мажорной ступенью (повышенной третьей), с пониженной пятой, мажорной шестой ступенью и некоторым рядом хроматизмов. Но в теории принято рассматривать блюзовый лад как сочетание мажорной и минорных пентатоник и пониженной пятой ступенью. И я бы охарактеризовал блюзовый лад (что в принципе соответствует выше сказанному),что это мажорная гамма с пропущенной второй, мажоро-минорными вариациями (бендами) от пониженной третьей к третьей ступени и наоборот, вариациями между пониженной пятой и пятой ступенями, вариациями между шестой и пониженной седьмой.
(В рассматриваемых примерах возможны нотные несоответствия, это недоработка программы Guitar Prо, пониженная пятая ступень в тональности Е — нота си-бемоль, а программа выдаёт ля-диез и т.д.). В этом примере будет представлен так называемый модифицированный блюзовый звукоряд, проигрываемый в разных позициях по всему грифу.
Сначала был блюз…
Как правило, те уроки, которые даются в workshop, адресуются молодым музыкантам. И мой опыт работы с молодыми музыкантами показал, что у большинства из них с блюзом туговато. Хотя, конечно, технический уровень значительно вырос. Могу с уверенностью сказать, что наше поколение в их возрасте таких высот добиться наверное, и не мечтало. Здесь, конечно, главная причина в том, что мы обучаясь шли, как говорится, «по приборам». Пытались расшифровать записи мастеров, понижая скорость на ленточном магнитофоне, понятия не имели как это, в какой позиции играется на самом деле.
Я с большим удовольствием поделюсь своими наработками, которых скопилось великое множество. Как я говорю своим ученикам, сейчас покажу за полчаса («разжую») то к чему шёл много лет. Хотя, наверное, многое уже было сказано о блюзе и существует ряд различных школ, но у каждого музыканта, посвятившего большую часть жизни музыке, есть свои наработки, секреты, теории. Конечно, они все неизбежно сойдутся в одном. Я скажу так, что блюз – это основа всех основ. Хорошо прочувствовав и освоив блюзовый лад и основные позиции , можно будет блестяще использовать эти наработки в любом стиле и направлении.
У многих есть ощущение блюза, как такового. Но зачастую, играется он интуитивно и неосознанно и в основном в импровизации звучит обычная пентатоника. В блюзовом ладу не так много ступеней как скажем в джазовых ладах. Многие гитаристы воспринимают блюзовый лад как обычную минорную пентатонику, которая варьируется с мажорной ступенью (повышенной третьей), с пониженной пятой, мажорной шестой ступенью и некоторым рядом хроматизмов. Но в теории принято рассматривать блюзовый лад как сочетание мажорной и минорных пентатоник и пониженной пятой ступенью. И я бы охарактеризовал блюзовый лад (что в принципе соответствует выше сказанному),что это мажорная гамма с пропущенной второй, мажоро-минорными вариациями (бендами) от пониженной третьей к третьей ступени и наоборот, вариациями между пониженной пятой и пятой ступенями, вариациями между шестой и пониженной седьмой. В рассматриваемых примерах возможны нотные несоответствия, это недоработка программы Guitar Prо, пониженная пятая ступень в тональности Е — нота си-бемоль, а программа выдаёт ля-диез и т.д.
В этом примере будет представлен так называемый модифицированный блюзовый звукоряд, проигрываемый в разных позициях по всему грифу.
Я достаточно долго анализировал примеры известных блюзменов, а здесь я приведу несколько своих наработок.
Каждый год наблюдаю фестиваль «Многоликая гитара».
А в этом году впервые в конкурсе появилась обязательная блюзовая импровизация. Это радует, потому, что нужно любому музыканту уметь импровизировать в блюзовом ладу в различных тональностях и темпах. Но в погоне за техникой, за модными приемами, молодые музыканты совершенно теряются, когда нужно спонтанно сыграть, соблюдая блюзовый квадрат. Как я уже сказал, существуют проблемы в обыгрывании мажорного лада. Предлагаю разобраться на примере обыгрывания мажора в двух позициях: второго и четвёртого лада в тональности Е.
Как известно, нарабатывание позиционных ликов (моделей), очень важно для их модернизации и дальнейшего соединения в импровизационную канву.
Каждая позиция – это своеобразный бокс, в котором происходит импровизационно мелодическое построение. Эти позиционные построения связываются между собой слайдами. Важно пропевать ноты, которые проигрываются определенными пальцами, соответственно пальцы привыкают к своему месту в боксах, и, двигаясь в заданном направлении, попадают на конкретное место, привычное для данной позиции. В общем, со временем ,как говорится, «руки играют сами».
У меня довольно много разных блюзовых наработок. Некоторые из них я покажу. Опять рассматривается обыгрывание Е7 в позициях второго и четвёртого лада.
В блюзе очень важно использовать двойные ноты (аккордовые). В следующем примере рассматриваются подобные модели, причём каждая из них играется в определённой позиции. В принципе на основе каждой модели можно построить эффектное соло. Даже отдельными вставками они удачно вплетаются в обыгрывание фрагментов блюзовых (и не только, всё зависит от фантазии и вкуса) пьес. В данном примере я соединил эти модели в единый LICK.
Те, кто захотят подробно изучить эти примеры, посмотреть внимательно ноты, поиграть в различных темпах могут воспользоваться моим сайтом : www.chetvergov.ru и здесь, в разделе уроки, можно скачать эти примеры в формате GuitarPro. Набор нот осуществлял преподаватель Владимир Нестеров, за что ему огромное спасибо. Условные обозначения:
-
B — бенд;
-
B’ – бенд, но палец левой руки тянет струну вниз (в сторону пола);
-
PB – пребенд (pre-bend);
-
R — возврат ( return ), обычно после бенда или пребенда;
-
P – пул ( pull, pull-off ), легатный срыв струны;
-
B R , PB R — бенд или пребенд с последущим возвратом;
-
B R P, PB R P — бенд или пребенд с последущим возвратом и следующим затем пулом (срывом струны) — обычно к ноте, отстоящей от исходной на 1, 2 или 3 полутона ниже;*
-
B — бенд, но не сразу, сначала звучит исходная нота;
-
H – хамер (hammer-on), легатный удар по струне;
-
is – слайдовый въезд (slide in) в ноту;
-
Vib – блюз-роковое вибрато, но с большей аммплитудой, более аггрессивное;
-
shift – сдвиг позиции (и кисти левой руки);
Очень полезно играть блюз в разных темпах и в разных тональностях. Разумеется речь идёт о двенадцатитактовом традиционном квадрате. Я вообще создал последовательность тональностей начиная с тональности E доходя до тональности C (E-A-D-G-C-E). Причем первую часть (E-A-D) проигрывал каждую тональность по два квадрата. Всего шесть квадратов в медленном темпе, и далее последующие шесть квадратов (G-C-E) в быстром шафле. На элементарной ритмической основе, я записал простейший гитарный аккомпонимент на всю длину. Таким образом получается пьеса около восьми минут (я её назвал «LONG BLUES»), но проиграв два- три раза эту пьесу, получаешь полное ощущение блюзового сейшна, причем в момент импровизации я занимаюсь еще и техникой, играя различные пассажи, пользуясь различными приемами. А со стороны кажется, что каждая тональность это модуляция, и таким образом не надоедает ни играть ни слушать. Казалось бы ничего сложного (смена тональностей происходит по квартам вверх), ан нет, многие говорят, да что тут играть, сдвигаешь позиции и всё. Такие как правило постоянно ошибаются, теряются, не зная что будет в следующем квадрате, таким бразом просто «лажуют»…. Вот именно, в этой простоте и заключается сложность. Очень полезно играть с закрытыми глазами, для того чтобы не подсматривать, я просто завязываю глаза, вот здесь и выясняется насколько хорошо развито ощущение инструмента. Это дает мне интересные результаты в качестве разработки новых упражнений, служит хорошим поддержанием формы.
Всем хорошего БЛЮЗА!
Дмитрий Четвергов